Работа с системой программирования. Т.В. Гурьянова


Алгоритмический язык Паскаль был придуман в 1968 году профессором Института информатики при Цюрихской высшей технической школе Никлаусом Виртом. Появление в 1984 году необычайно скоростного и дешевого компилятора, простота и мощь языка сделала Паскаль популярным среди профессиональных программистов.
Большую популярность получил Free Pascal, работающий на любой платформе. С 2001 года Free Pascal стал основным языком, используемым на международных олимпиадах по информатике. Очередные этапы развития Паскаля: Модула, Модула-1, Оберон, Оберон-1; одним из ответвлений является Delphi.

Один и тот же язык может по-разному реализовываться разными фирмами-разработчиками, и входной язык каждого такого транслятора является некоторым расширением Pascal’я. Все, что будет касаться написания Паскаль-программ в этой книге справедливо для любой из версий и реализаций Паскаля.

 

 

1.1. Работа с системой программирования

После установки соответствующего программного обеспечения и запуска программы FreePascal.exe на экране монитора появится окно редактора, в котором пишутся программы?— инструкции компьютеру, которые тот последовательно выполняет.

В меню редактора Паскаль-программ, помимо команд, типичных для любого текстового редактора, есть команды достаточно специфичные. Будем описывать команды по мере того, как они нам будут нужны для написания программ.

Ниспадающее меню File?— файл позволяет пользователю работать с файлами. Перечислим входящие в него команды:

New?— создать новый файл?— для написания новой (под)программы.

Open?— открыть файл c текстом программы.

Save, save as?— сохранить, сохранить как?— запоминает файл на диске под именем, которое вы наберете в появившемся после выбора этой команды окошке.

Exit?— выход из файла (и вообще из среды, в которой пишутся программы).

 

Вместо того, чтобы каждый раз мышью и клавишами «бегать» по командам, можно запомнить комбинации клавиш («горячие клавиши», shortcuts), которые написаны в меню слева от команд, и пользоваться ими. Так, например, вместо того, чтобы выбрать команду «Exit», достаточно на клавиатуре набрать «Alt+X»~— удерживая нажатой клавишу «Alt», нажать на «X» (при этом все равно, большие или маленькие буквы нажимать).

При наборе текста программы на Паскале используется текстовый редактор, который очень похож на большинство редакторов, использующихся для набора и редактирования обычных текстовых документов. Нет необходимости сейчас подробно разбираться в работе команд ниспадающего меню Edit?— редактировать, нужно изучить в общих чертах все возможности и обращаться к нижеперечисленному списку непосредственно при наборе программ:

Cut?—вырезать. Если вам нужно перенести словосочетание, строку или несколько строк из одной части текста программы в другую, то для этого нужно установить курсор (с помощью мыши или стрелочек клавиатуры) в начало перемещаемого объекта, затем нажать клавишу Shift ( )или левую кнопку мышки и, не отпуская клавиши (кнопки), переместить курсор в конец перемещаемого объекта (слова, которые вы хотите перенести, при этом выделятся другим цветом), в меню выбрать команду Cut (или нажать клавиши Shift+Delete*). Выделенный текст исчезнет. Чтобы он появился там, где вам необходимо, переместите в нужное место курсор и воспользуйтесь командой

Paste?— «вклеить», вставить?— вырезанный текст «вклинится» между курсором и следующим за курсором текстом (горячие клавиши?— Shift+Insert). Последовательное выполнение команд Copy и Paste произведет тот же эффект с тем лишь исключением, что выделенный текст не исчезнет: вы скопируете, а не переместите его.

Undo?(дословно уничтожить сделанное)?— команда отменяет последнюю операцию по редактированию текста. Если вы сделали что-то не так и вовремя спохватились, то, с помощью неоднократного выполнения этой команды, можно вернуть все назад (горячие клавиши?— Alt+Backspace).

Redo?— «Oй! Нет! Исправления были нужны!»?— команда позволяет «отменить отмену»?— вернуться к сделанным до выполнения команды Undo изменениям в тексте программы.

Find?— найти искомое слово, переменную, имя которой можно заменить на другое, причем, если угодно, сразу во всей программе. Для этого используют команду

Change?— заменить.

Между командами Compile, Build и Run, безусловно есть разница, но не будем сейчас вдаваться в подробности?— они нам пока для работы не понадобятся. Грубо говоря, c помощью этих команд создается машинный код написанной программы, а заодно проверяются синтаксические ошибки (ошибки, связанные с нарушением синтаксиса?— правил языка?— Паскаля). Об ошибках компьютер сообщает соответствующим образом. Помимо этого команда Run (работа, действие) запускает программу на исполнение. Все инструкции в программе начинают выполняться одна за другой: запрашиваются данные, с данными совершаются арифметические и логические операции, прочие действия, необходимые для решения реализуемой программой задачи. В конечном итоге получается результат, который часто выводят на экран (в программе пишется соответствующая инструкция). В этом случае пользователь может увидеть результат работы программы, воспользовавшись командой User screen ?— использовать экран?— из View (горячая клавиша?— Alt+F5).

1.2. Первая программа

Напишем программу, в которой вы знакомитесь с компьютером и договариваетесь о долгом и плодотворном сотрудничестве. После того, как вы научитесь писать программы, у вас возникнет множество идей по поводу того, как должна выглядеть такая программа. Поскольку условие предоставляет относительную свободу, а вы пока писать программы не умеете, я предлагаю следующий вариант.

Опишу сначала алгоритм (последовательность действий).

Компьютер выводит на экран сообщение «Привет! Я компьютер Процессор Про» (можно ввести модель вашего компьютера) «Как зовут тебя?»

Пользователь вводит свое ИМЯ.

Компьютер: «Очень приятно, ИМЯ! Надеюсь, мы поладим»

Далее пользователь может ввести все, что считает нужным.

 

Например, запуская эту программу, Лена и Сергей получат следующие

результаты:

Лена: Сергей:

— Привет! — Привет!

Я компьютер Процессор Про. Я компьютер Процессор Про.

Как зовут тебя? Как зовут тебя?

— Лена. — Сергей.

— Очень приятно, Лена! — Очень приятно, Сергей!

— Надеюсь, мы поладим. — Надеюсь, мы поладим.

— Очень приятно, конечно, поладим! — Надежда умирает последней.

Вот в чем универсальность программы: она одна, а результаты зависят от того,

каковы исходные данные (в нашем примере?— имена).

Итак, как все-таки это будет выглядеть на Паскале?

Словарь:

Program программа

Var (сокр. от variable) переменные

begin начало

read читать (данные)

write писать (данные)

end конец

 

 

 

 

 

 

Программа:

program privet; \{название программы \}

var name: string; \{отводится память под переменную name?— строка\}

begin \{ начало программы \}

write(‘- Привет!’); \{ команда компьютеру\}

write(‘Я компьютер Процессор Про.’); {\ вывести на экран сообщение, заключенное \}

write(‘ Как зовут тебя?’);} \{ между двумя апострофами ‘ и ‘ \}

read(name); \{ команды выполняются по порядку; когда

компьютер добирается до команды read,

она выдает пользователю окно экрана для

ввода и ждет, пока что-нибудь не будет

введено. Введенная информация (в нашем

случае?— имя) записывается в память

компьютера под именем name.\}

write(‘- Очень приятно,’, name, ‘!’); \{ вывести на экран «Очень приятно», затем

содержимое переменной name (введенное

имя), затем восклицательный знак?— `!’\}

write(‘ Надеюсь, мы поладим.’);

end. \{конец программы \}

 

 

 

Упражнение.

Запустите программу FreePascal.exe.

Войдите в меню команд. Создайте новый файл с помощью команды New.

Наберите текст программы?— все то, что записано после слова «Программа» в левом столбике (в правом пишутся комментарии).

Сохраните набранный текст c помощью команды Save.

Проверьте текст программы на наличие синтаксических ошибок (с помощью команды Compile).

 

Если программа набрана правильно, то на экране появится сообщение: «Compile successful. Press any key».

Если ошибки все-таки были допущены, то компьютер будет последовательно просить исправить вас одну ошибку за другой. Так, если вы забыли поставить «;» в конце строки, то курсор окажется в начале следующей строки, а в верхнем левом углу экрана появится сообщение:

Error 85: «;» expected.

Вот таблица некоторых ошибок с соответствующими номерами, высвечиваемыми в подсказке:

85 «;» expected требуется «;»;

36 BEGIN expected требуется begin;

3 Unknown indentifier ошибка в написании команды или типа,

либо переменная, встречающаяся

в программе и не описанная в var

8 String contant exceeds line в операторе write нет одной кавычки?— ‘

89 «)» expected в операторе write нет закрывающей

скобки «)», либо нет запятой, отделяющей

переменную от текста в кавычках ‘ ‘

10 Unexpected end of file требуется точка «.» либо end .

Если все ошибки исправлены, запустите программу на исполнение командой {\bf Run}.

Вы увидите черный экран, на котором будет написано:

Привет! Я компьютер Процессор Про. Как зовут тебя?

Ничего больше не произойдет: компьютер будет ждать ввода данных. Если вы наберете несколько символов, например «aaa» и нажмете клавишу «{\bf Ввод}», то через мгновение, к уже имевшимся на черном экране

Привет! Я компьютер Процессор Про. Как зовут тебя? и aaa

добавится:

Очень приятно, aaa! Надеюсь мы поладим.

И снова компьютер будет ждать ввода данных. Вы вводите, например «bbb», нажимаете на «Ввод», и снова видите текст набранной вами программы.

Чтобы посмотреть, что получилось в результате выполнения программы, нужно нажать клавишу Alt+F5 или выбрать в меню команду User Screen.

Теперь можно запустить программу еще раз (Run или Ctrl+F9) и ввести другие данные.
Полная версия книги в разных форматах: https://drive.google.com/folderview?id=0B4icNOfw8DwUdjFhSmpJdXgxazA&usp=sharing

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

методические материалы по информатике