Накануне праздника Покрова вышел октябрьский номер «Воскресения»

14681606_1600159566955383_4985813108090572684_n

Для любителей истории в нем статья о разделении Единой христианской Церкви на Восточную и Западную, рассказ о том, в каких нестроениях Господь хранил для нас Минскую икону Богородицы.
В рубрике «Новомученики Беларуси» рассказ Дмитрия Артюха «Новогрудская Голгофа» о судьбе священника Николая Недведского. Он еще не причислен к лику святых. Растерзан местными активистами в 1939 году, сразу после присоединения Западной Беларуси к БССР..
Для педагогов — о наследии о. Иоанна Маслова.
Поэтическая колонка представляет стихи Олега Горгуна.
И, как всегда, рассказы о культурных событиях, сказки и стихи для детей, новости…

Елена Михаленко

Святоотеческое учение о смерти. Часть II

 Дорогие друзья и члены прихода, выкладываем для обсуждения новую часть статьи «Святоотеческое учение о смерти» (часть первая была опубликована на сайте 11 октября 2016 ). Ждем комментарии на странице…

В Постановлениях Апостольских 4 века мы находим указания для поминовения новопреставленных в 3-й 9-й и 40-й дни после исхода (смерти), а также в годовщину смерти.

Существует Предание, что преп. Макарий Александрийский спросил у Ангела: «Какая польза от поминовения в эти дни, и почему нужно молиться в эти дни?» Ангел ответил: «Когда на третий день в Церкви бывает Приношение, то Душа получает облегчение от скорби и страха по поводу разлучения с телом. Двое суток Душа может находиться в околовоздушном пространстве (т. н. астрале у эзотериков) и посещать любимые места и людей, особенно места насыщения приобретенными страстями.

oprgr5rhrehbe

Используя этот пример, можно предположить что происходит с алчущей Душой: ведь смерть не отнимает способность чувствовать ибо чувства остаются в Душе.

Третий день — это полный отрыв от всего земного и так называемое восхождение для поклонения Богу, после чего, если Душа не была однозначно святой, то есть была не Христоцентрично ориентирована во время земной командировки, она вступает в шестидневное путешествие, водимая Ангелом для созерцания красоты Рая.
Затем день девятый, в который снова Душа возносится на поклонению Богу, после чего вступает в область преисподней, где ужасается, видя муки грешников, шествуя по местам воздаяния за неправильную земную ориентацию.

И, наконец,  день сороковой, в который Душа получает определение своей участи нахождения в тех условиях Вечности, которые выбрала сама своей земной жизнью.

К счастью, это временный акт, условия которого имеют силу только до Страшного Суда и могут быть изменены по молитвам Церкви и помощи живущих.

Так выглядит учение, полученное преп. Макарием от Ангела, и казалось бы всё предельно ясно. Но не совсем. А как же слова Иисуса Христа: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь [Ин. 5:24]

Давайте вернемся в первые два дня….

В своей работе»Дух. Душа. Тело» Архиеп. Свят. Лука Войно-Войсенецкий сообщает о разного рода контактах во сне и наяву с умершими людьми. Ещё более подробно об этом пишет В. Джеймс в работе «Многообразие религиозного опыта». Лично мне довелось быть свидетелем рассказа одной женщины о том, что на следующий день после своей смерти ей приснился покойный муж и поведал, где лежала крупная денежная заначка, что и было подтверждено находкой. В этот момент семья нуждалась материально. Конечно, это из ряда выходящий случай, нельзя не только искать контакты с миром запредельного, но и всячески избегать и не доверять информации, полученной во сне или другим способом из сферы за гранью видимого.

Здесь можно было бы привести сотни примеров, подтверждающих реальность вышеописанного Расшифровывая смысл шестодневного пребывания в Раю, можно сказать , что именно отсюда и начинается сдача жизненного экзамена для вхождения в Вечную Жизнь. Всё, что творила Душа, живя в теле, все те таланты, что приобрела или закопала, каждое слово и дело скажет что-то во оправдание или во осуждение.

Сразу же надо оговориться, что всё это голый субъективизм: человеческое представление и попытка объяснить мир Духовный, это своеобразная уступка нашему слабому восприятию Вечности. Оно аллегорично, но, тем не менее, прекрасно для ума современного человека. «Земные вещи здесь принимай за самое слабое изображение Небесных» [наставление, какое сделал ангел преподобному Макарию Александрийскому, едва только начинал речь о мытарствах  — прим. ред]. Душа человека всё же создание небесное, Небо  — её дом! Мир Духовный для неё родной. Но! Чрез странствия в теле по галактической колыме (земля  — ссылка для людей) Душа способна стать как святой и рваться В Вечность Славы, и так же способна стать слугой дьявола и стремиться туда, куда её влекут страсти, которым она стала рабой.

hidu0_vcavi

Так что же может происходить за чертой жизни? Как происходит отбор? После оставления тела Душа получает способность видеть духовный мир  — у неё открываются духовные очи, она начинает видеть запредельный мир лицом к лицу, т.е. не по ощущениям, не гадательно. а так как он есть в действительности! И здесь Душа приобретает свойство стать сопричастной познаваемому. Сопричастность означает единение познающего с познаваемым. Душа вступает в непосредственное общение с миром духов, т.к. она сама такой же дух, и соединяется она с теми духами, которым она в наибольшей степени подобна по своему духовному устроению. Каждая добродетель имеет своего Духа  — своего Ангела и каждая страсть так же имеет своего ангела-куратора (демона или беса). Многие Отцы утверждают, что во время созерцания Рая и происходит испытание Души на познание и причастность к добру и приобретение Даров Святого Духа. Именно здесь и выявляется, какие добрые свойства приобрела Душа за время своей земной командировки.

Священное Писание говорит, что перерыва в жизни Души, связанного со смертью, не бывает, если умер человек с ненавистью в сердце, то это же чувство будет рвать его и в Вечности. Личность продолжает жить в ином мире такой, какой она была в момент перехода. «В чём застану, в том и сужу»- говорит Спаситель [так называемая аграфа  — изречение Господа нашего Иисуса Христа, не вошедшее в четыре Евангелия, а дошедшее через творения древних христианских авторов ].

post_image_yhrclegsx7

Жизнь на земле лишь начало, это как бы жизнь в утробе, затем наступает жизнь за пределом земной жизни — собирание плодов жизни. Вот почему очень важно перейти этот порог в состоянии Мира, Покоя, Веры, Надежды, Любви…

«Состояние Личности в момент Смерти важнее всей предыдущей Жизни»: пример благоразумного разбойника подтверждает этот важный духовный закон. блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними [Откровение Иоанна Богослова 14:13].

Свят. Григорий Двоеслов:»Часто на грани смерти Душа узнаёт тех, с кем она будет разделять небесное жилище за аналогичную награду или наказание»

Вот здесь необходимо подробнее рассмотреть время пребывания Души в период с третьего по девятый день.
В течении этого периода (шести дней) происходит испытание Души на принадлежность её к Добру, Вере, Радости, Целомудрию, Милосердию, Правде, Милостыне, Честности, Красоте, Верности и мн. др. 22. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона [Послание к Галатам 5:22-23].

Испытание Души на приобретение Даров Святого Духа также можно назвать прохождением мытарств, только здесь душа видит не демонов, обличающих и глумящихся, а светлых Ангелов, сострадающих и поддерживающих. И хотя нет здесь угроз и страха, страданий и стыда, а есть величайшая Любовь и излучение всех возможных добродетелей, не стоит думать ,что сдача этого экзамена легка и приятна. Душа испытывается на Добро. Она сдаёт экзамен на приобретение человечности [Мтф. 25:32-46].

Что приобрела она Евангельского, какой дух овладел её фибрами, каким идолам служила она во время своего земного странствия…. Происходит испытание дарами Святого Духа. Личность встречается с ликами всех Добродетелей. Например оказывается пред лицом Милосердия, Правды, Честности,… воспримет ли их Душа, как ту духовную ценность, к которой стремилась, искала или хотя бы молилась о их приобретении, даже если и не смогла в полноте осуществить своё влечение к ним из-за земных препятствий.

А может, встав перед лицом Целомудрия, Кротости, Воздержания, просто отвернется, убежит от них, не находя в них ничего достойного, приятного, своего, как не имеющая в себе ничего подобного. А если собственная нераскаянная, неисповедаванная жестокость прикоснётся к Любви, Прощению — то не рванет ли такая Душа прочь?!

В результате такой проверки Душа без розовых очков ханжества и лицемерия увидит всё своё действительное добро. Увидит подлинное лицо своих добродетелей, и, возможно, многие поймут, что вся их вера, любовь и благочестие не выходили за стены Храма и не имели никакого воплощения в жизни. В этом состоянии у Души нет вспомогательных земных средств: Страха, Позора, Воли, милиции, соседей, гордости….. Есть только она одна, наполненная либо грузом страстей, либо Духом, толкающим в Небеса.

Именно это время будет иметь для Души огромное определяющее значение для её будущего самоопределения. Душа, в земной жизни искавшая Бога, без сомнений сразу же устремится к Дарам Святого Духа! Как к той драгоценной Святыне, которую искала в своих добрых делах.

Душа такого человека (Христианина) не попадет и не проходит испытание на принадлежность ко злу. Душа истинного Православного Христианина , живущего по заповедям Иисуса Христа и Евангельской совести уже на 9-й день (по земным меркам) восходит в Царство Любви и Славы, чтобы разделить эту радость со всеми Святыми.

АМИНЬ!

далее Второй экзамен…
продолжение возможно….

vinetka3

священник Александр Веремейчик

В домовом храме Минской духовной академии уже год служатся литургии на белорусском языке

Вось ужо год, як я служу беларускамоўныя літургіі ў МінДА. За гэты час з’явілася пару чалавек, сталых прыхаджанак СПП сабора, якія больш-менш рэгулярна прыходзяць на гэтыя службы.
Асоблівую падзяку хочацца выказаць Ганне Мизенка за рэгулярны ўдзел у гэтых службах у якасці чытача.
Таксама весь мінулы навучальны год нам дапамагаў хор пад кіраўніцтвам Ірыны Кацянко.

протаіерэй Яўген Грамыка

Анонс вечера духовной поэзии «Под покровом Небес»

Литературная гостиная газеты «Воскресение» приглашает на вечер духовной поэзии «Под покровом Небес», который состоится 19 октября (среда) в 17.00 по адресу: ул. Янки Купалы, 27 (2 этаж Национального выставочного центра) в рамках выставки » Пакроўскі кірмаш».
В программе примут участие поэты Алла Черная, Елизавета Полеес, Елена Михаленко, актеры театра и кино Ирина Нарбекова, Елена Шабад, а также Марина Пашкевич (флейта).
Вход свободный

Елизавета Полеес
Елизавета Полеес
Алла Чёрная
Алла Чёрная

mihalenko

Елена Михаленко

День обретения мощей святителя Иоанна Сан-Францисского и Шанхайского

ioann05

12 октября (29 сентября по старому стилю) Православная церковь чтит обретение мощей святителя Иоанна Сан-Францисского и Шанхайского.

i

В Минске храм в честь о. Иоанна строится Свято-Елисаветинском монастырем в г.п. Новинки на территории психо-неврологического диспансера.

hram3

Статьи на сайте http://www.pravoslavie.ru:
Жизнь и слова свт. Иоанна Шанхайского
«Хотя я умер, однако жив…»
Документальный фильм «СТАРЦЫ. Архиепископ Иоанн Шанхайский» (2013)

Татьяна Гурьянова

Документальный фильм по книге митрополита Черногорского Амфилохия «Хроники нового косовского распятия» доступен для онлайн-просмотра

%d1%84%d0%b8%d0%bb%d1%8c%d0%bc
Фильм рассказывает про трагедию Косовской войны 1998-1999 года, отделение от Сербии Косовского края и сложное положение сербов в современной Метохии. В ленту включены архивные кадры времён войны, интервью сербских церковных иерархов, в том числе патриарха Сербского Иринея, митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия и епископа Рашско-Призренского Феодосия, а также свидетельства очевидцев событий в Косово. В этом году лента «Вы уйдёте, а я останусь!» была включена в программу 38-го Московского международного кинофестиваля.

Фильм доступен для онлайн-просмотра на сербском языке с субтитрами на английском, французском и русском языках по этой ссылке: www.youtube.com/watch?v=e9zJgUEc6ps.

По материалам orthodoxie.com/kosovo. Перевод Надежды Филипчик (sobor.by)

Святоотеческое учение о смерти. Часть I

Дорогие друзья и члены прихода, выкладываем для обсуждения новую статью «Святоотеческое учение о смерти» (часть первая) и ждем комментарии на странице…

Святоотеческое учение о смерти
Содержание:
Введение
1. Состояние души с момента смерти по 9-й день
2. Второй экзамен или так называемые мытарства
3. Состояние души после сорокового дня
Заключение
(предназначалось для студентов философского факультета)

lukd9hpiij4

Как ни странно, но именно на обнищавшем духовно Западе в начале прошлого века группа верующих врачей из Америки начала спор с секулярным миром о бессмертии души и жизни после смерти. Работая в больнице для туберкулёзных больных, они начали на сверхточных весах того времени взвешивать умирающих пациентов. После более чем сотни опытов группа заявила о своих выводах: вес души человека колеблется от 5 до 27 гр. Уже в постсоветское время ученые из Литвы под руководством д-ра Кугиса проводили подобные опыты в одной из клиник Вильнюса. Вывод — душа весит от 3 до 7 гр. В отделе округа Кук штата Иллинойс были произведены подобные исследования и обнародованы результаты их наблюдений в этой же сфере: покинувшая тело энергетическая субстанция имела вес в пределах от 9 до 12 грамм. Более всего был интересен тот факт, что если действия реаниматоров оканчивались успешно (то есть человек оживал) его вес становился прежним….

7pbctxfqx9q

Поскольку всё это представляло собой резкий отход от преобладающего в современных медицинских кругах взгляда на жизнь и, по сути являлось запретной темой для обсуждения, но было заявлено, как научный феномен, пришлось искать объяснения. Переворот совершил труд д-ра Р. Моуди  — его книга «Жизнь после смерти». Вышедшая затем серия трудов д-ра Кюблер-Росс Э. просто взорвала дарвинистское сознание западного человека [человеку, интересующемуся богословским осмыслением эволюции очень рекомендуем прочесть книгу убиенного Даниила Сысоева «Летопись начала» прим. редактора].

В наше время в США и Европе существует раздел научной медицины, который и занимается этой проблемой. Есть свои аспиранты и докторанты…. Как раз тот непреложный факт и убеждения любой религии, имеющий основу Веры и тысячелетнюю историю в развитии человечества сегодня приходится доказывать принявшим обезьянье родословие. Даже сатанисты и те верят в Вечность и готовятся войти в неё, правда довольно своеобразно. Единственная массовая религия  — Атеизм отрицает Вечную Жизнь, но тем не менее пропагандирует свою вечность  — вечность смерти.

hqrg5djtayu

Уже более чем полвека назад д-ра Морис, Моуди , Роулинз, Росс и некоторые другие положили начало новому течению в науке. получившее название  — «Жизнь после Жизни».  Сегодня, с точки зрения множества фактов, опытов и исследований, можно уверенно заявить, что существование Души человека является бесспорной научной Истиной, и именно Душа продолжает жить вне тела человека после его смерти.

Как ни пытались материалисты убедить человеческое сообщество в том , что мы производная от Обезьяны только с компьютером в голове, в действительности, человек не только масса мышц и костей, но еще и невидимая, самосознающая, не уничтожимая личность, которую именуют Душа.

К этому можно добавить, что Душа имеет две формы существования:
1. В теле. Душа с телом и есть плоть человека (не путать с Духом!).
2. Таинственная форма существования Души, которая начинается сразу же после смерти тела.
Только Христианство а, именно Христианство Православное,  позволяет приоткрыть завесу тайны, о которой сегодня спорят люди не познавшие, к сожалению, Истины. В этой попытке объяснить Святоотеческое Учение о смерти, изложенное в трудах Отцов Восточной Церкви и Св. Писания, попытаюсь предложить его в изложении современности.

Состояние души с момента исхода по девятый день.

Во втором Послании к Корин. [ср. 2 Кор. 5:1] Апостол Павел утверждает, что тело человека служит домом для души. До грехопадения люди обладали телом духовным (по сравнению с настоящим), хотя всё же и оно было материальным. В книге Бытие, главе 3, стих 21 мы читаем: И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их [Быт. 3:21].

О чём здесь идёт речь? Не о том ли, что было изменено тело первых людей…. Можно сказать, что материя и Дух взаимоисключающие друг друга вещи, но, по Христианскому Учению,  —  нет! Это видно на примере Воскресшего Спасителя. Он легко проходил сквозь стены, перемещался в пространстве, но ел хлеб, рыбу и мёд, и Сам говорил: Осяжите Меня и рассмотрите; ибо Дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня [ср. Лк.24:39].

В настоящее время в связи с более глубоким научным пониманием пространства и времени можно предполагать, что Душа, будучи духовной в нашем понимании, также может иметь вполне видимое материальное тело, когда покидает плоть человека и входит в иные миры, вне нашего трёхмерного пространства. Только выйдя из тела, человек способен лицезреть горний мир лицом к лицу, об этом пишет Ап. Павел: Сегодня же мы можем говорить обо всём гадательно, как сквозь тусклое стекло [ср. 1 Кор. 13:12].

Ни у католиков, ни, тем более, у протестантов нет логического учения о посмертном состоянии Души.

Рассмотрим же, что говорят об этом Отцы нашей Матери Церкви.

Соприкосновение человека с горним миром нередко начинается уже перед смертью, и душа человека начинает приходить в полное недоумение перед открывающейся перед ней действительностью.

Учение Церкви утверждает, что после выхода из тела, Душа может пребывать в условиях земного душевного притяжения. Всё зависит от того, как и чем жил человек, чем питал свою Душу, от чего страдал, что или кого славил, кому кланялся в своей земной жизни, от чего зависел, что любил и что ненавидел. Выйдя из тела, не всякая Душа способна отказаться от своих земных привычек, привязанностей, родных и близких, и первые 3 дня (в земном измерении) Душа может стремиться туда, к чему во время земной жизни было прилеплено сердце человека.

Если это был праведник, любящий Господа и служащий Ему, можно предположить, что таковую Душу мало что будет удерживать в воздушном пространстве. Но, если Душа кипела страстями, любила есть и пить. предавалась порокам, то не ошибёмся, если предположим. что таковая будет метаться по местам своих привязанностей и всего того , что ценила выше всего в своей земной жизни.

Продолжение следует…

священник Александр Веремейчик

Преподобный Леонтий, архимандрит Виленский (Карпович,1580 † 1620 г.) память 24 сентября / 7 октября

7 кастрычніка Праваслаўная царква шануе памяць св. Лявонція Карповіча (Віленскага). Ойча, няхай ўсхваліцца Бог, у табе заззяўшый, праз тых, хто шануе цябе і малітвай адзначае тваю памяць. (Госпадзі, колькі яшчэ год будзе ляжаць служба яму «у шафе» — 6 (ШЭСЦЬ) год таму напісаная?).

leon_b

Тропарь, глас 1-й

Земли Пинския прозябение, /
града Вильнюса процветение, /
Церкви Православныя златоустый поборниче и страдальче, / нивы литовския утешение и украшение /
пастырю добрый, наставниче иноков, /
преподобноисповедниче Леонтие, /
моли Христа Бога //
спастися душам нашим.
(ардэдагаваную версію шукайце ў афіцыйных крыніцах).

Канон, песнь 8

Господа превозносите и пойте и, ибо раб Его Леонтий безстаршными деяньми покаяния Ликам Небесным сочетается и непрестыным причащеним Тайн охристовляется, сим Троица Святая превозносится и вовеки благословляется!
А тут кніжка Ляўшун пра яго: http://churchby.info/rus/713 . Трэба яшчэ адзначыць, што верагодна выглядаў прападобны вызнаўца значна маладзейшым чым напісаў яго іканапісец: да 40 гадоў святы не дажыў.

Наталля Гарковiч

Дни православной культуры продолжаются…

28 сентября 2016 в рамках Дней православной культуры в Национальном художественном музее состоялся концерт, на котором прозвучали стихи Елизаветы Полеес и Елены Михаленко,  а также выступления детского хора «Звоночки» и образцового хора «Поющие музыканты» под управлением Аллы Мазуровой (Республиканская гимназия-колледж при Белорусской государственной академии музыки).
И уже почти готова выставка икон, среди которых радостно видеть  работы Ольги Черняк.

14495229_1594174890887184_7265480348940710068_n  14470515_1594174844220522_3044961949186584417_n14519816_1594174857553854_6936611177360468900_n 14449052_1594174830887190_8846905443946802037_n
По материалам Елены Михаленко

Творческий вечер Елены Михаленко и персональная выставка художественных работ Людмилы Баировой. 22 сентября 2016

Дни православной культуры. 22.09.2016. Библиотека № 19 г.Минск. Творческий вечер члена Союза писателей Беларуси, редактора газеты «Воскресение» Елены Михаленко и персональная выставка художественных работ члена Белорусского союза дизайнеров Людмилы Баировой.

Встреча  с молодежной аудиторией, оказалась неожиданной для Елены Михаленко:  «Спасибо за участие в программе и поддержку хору храма св. Софии Слуцкой (регент Наталья Валькова), писателям, актерам, исполнителям песен Елизавете Полеес, Наталье Казапалянской, Наталье Костюченко, Елене Шабад, Елене и Евгению Пименову. За организацию — Тамаре Левишко и сотрудникам библиотеки, за фото — Кириллу Левишко».

Мероприятие прошло в рамках Дней православной культуры.

выступает Елена Михаленко
выступает Елена Михаленко
Выступает клиросный хор храма святой праведной Софии Слуцкой п/у регента Натальи Вальковой
Выступает клиросный хор храма святой праведной Софии Слуцкой п/у регента Натальи Вальковой
14502873_1593496734288333_8716238525154128821_n
Наталия Казаплянская
14485161_1593496854288321_1063439561915219230_n
Евгений Пименов
14502891_1593498354288171_2896814042259802952_n
Наталия Валькова

14448975_1593498350954838_6696168207748822756_n

14440869_1593498670954806_8556278596684482076_n

фото на память

фото Кирилла Левишко

Белорусский экзархат московского патриархата Минская епархия