Святоотеческое учение о смерти. Часть III

Дорогие друзья и члены прихода, выкладываем для обсуждения новую часть статьи «Святоотеческое учение о смерти» (часть первая была опубликована на сайте 11 октября 2016, вторая  — 13 октября).  Ждем комментарии на странице…

Для непрошедшей испытания и не выдерживавшей экзамен на приобретение Евангельских добродетелей Души, предлагается еще одна попытка осознать меру своей никчемности и возопить к Богу для Спасения. Душа восходит в область страстей , пороков и всего бесовского. Здесь можно увидеть себя в антитезисе Вечности.

angels_soul

Речь пойдёт о так называемых мытарствах. Сразу же особо подчеркиваю — Учение  о Мытарствах — голый субъективизм, не являющийся и не принятый Церковью в свой Канон.

Это наш православный фэнтези с элементами ужасов, ныне запрещенный к распространению и проповеди.  Поэтому мы оставим в покое сны не без известного послушника и примем во внимание только лишь психологические аспекты свойств души человеческой, обозначенных в 20 судах Совести. Это не область  наказания  за грехи (как чистилище у католиков), а последнее горькое лекарство для пораженной Души.

_%d0%bc%d1%8b%d1%82%d0%b0%d1%80%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b0

Для тех, кто не только отдавался страстям, не боролся с ними, а напротив, гордился ими, хвалился ими, для таких испытание Совестью представляет собой абсолютное, совершенное средство увидеть глубину своего падения, и, осознав, завопить  ко Христу.

Без такого осознания спастись невозможно!

При прохождении этих экзаменов  за  прошедшую жизнь в Душе откроются все страсти, всё зло, и те, кто стоял за ними  и подталкивал к их совершению.

Наверное, многие знают, что такое огонь гнева, зависти, ревности, алчности, похоти, гордости и т.п.
Что происходит с человеком  когда им овладевает страсть? Куда пропадает разум, здравомыслие, рассуждение,  любовь?

А если в сердце поселяется похоть или гнев, а если Душа покоряется  алчности, то что значит тогда совесть, стыд,  даже собственное здоровье и благополучие, и даже порой свобода и даже сама жизнь, как ни странно,  ничего не значат.

Во истину блажен тот, кто никогда не испытывал подобного!  Но это здесь на земле, где масса сдерживающих факторов. А там в Вечности? Ведь после исхода из тела у Души отнимается  воля, страх, стыд, нет  милиции, родителей, тюрьмы или тёщи.

Только Личность со своими не искорененными страстями, только рабство своих пороков и сами страсти, предлагаемые душе в их чистом виде, во всей притягательности и силе.

Порочная душа не способна видеть свет, не понимает и не может принять Евангелие и, следовательно, не может судить духовно.

Её рассудок— всегда раб страстей. При испытании в Душе обнажится действие тех страстей, которые человек лелеял в своей земной жизни:  чревоугодие , блуд, зависть…

И тот, кто не боролся с грехом в своей жизни, для кого страсть была смыслом, утешением  и целью во время земного странствия, тот не сможет устоять перед лицом бесовских искушений, и бросится на предлагаемую страсть, как голодный окунь на приманку.

Примерно  так можно было бы аллегорично представить прохождение и объяснить срыв Души на т.н. мытарствах,  и нисподание в лоно неугасимого и ничем  неутолимого  огня горения своей страстью.

И если во время пребывания на земном участке  страсть можно утолить, скрыть, насытить, питать незаметно для других, даже победить, то в горнем мире для такой Души открываются  муки Тантала.

Мы возьмем за прохождения теста » Житие Преп. Феодоры.»
как прекрасное средство увидеть себя и умственно пройти 20 перевалов страстей, 20 порогов совести.

gallery_promo20877581


Испытание   первое:  празднословие                                                            

Даже языческие мудрецы называют  празднословие матерью всех пороков.   Язык  — это неудержимое зло [ср. Иак.3:8 ]

Празднословие со слав. означает «пустой». Пустой разговор не имеет полезного содержания, эти разговоры не ведут к пользе, в них мы, в лучшем случае, просто убиваем время, вместо того, чтобы питать Душу духовным или полезным.

Празднословие бич всех слоёв общества, это признак бездуховного пользования божественным даром Слова.

Сюда относятся : сплетни, пересуды, пересказы слухов, Обещания кандидатов в депутаты и президенты.   Господь предостерег нас: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься [Мтф.12:36-37].  » При многословии не миновать греха».

Здесь же душа проверяется на тягу к сквернословию. Сквернословие это речь, наполненная неприличными  выражениями, непристойными   словами, бранью, матом. Это мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, что мерзит плотски и духовно, всё богопротивное.

По утверждению исследований ученых Гарвардского университета : «Постоянное употребление мата  способно изменить структуру ДНК человека.»

Более того, сквернословя, человек вступает в область падших ангелов,  соединяясь с ними духовно.
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ: ЛОЖЬ

утверждение заведомо несоответствующее Истине и высказанное в таком виде сознательно.

В  повседневной жизни ложью называют умышленную передачу фактической и эмоциональной информации с целью создания или поддержания в другом человеке или  обществе убеждения, которые сам передающий считает несоответствующими истине.

В мире, однако, существуют всем понятные  выражения: «Святая ложь, ложь во спасение и т.д.»   В Евангелии  Христос называет  сатану  человекоубийцей и отцом лжи.   Хотелось  бы увидеть тех, кто перепрыгнул через 2 ступени сразу на третью….
ВОПРОС 3: ОСУЖДЕНИЕ И КЛЕВЕТА

Осуждение-порицание ближнего или неизвестного, пристрастные слова о нем, не дающие возможности измениться, выносящие окончательный суд. Осуждение и суждение родные сестры, грань между ними видна только духовным.
ПРИМЕР: Баба Клава и тетка Катя на лавочке у подъезда обсуждают совещание Большой восьмёрки… на горизонте появляется сосед Николай. Реакция Б. Клавы :»Опять Коля выпивший, жаль его, хороший человек.» (СУЖДЕНИЕ)

Т. Катя: «Алкаш проклятый, так и сдохнет от водки без покаяния» (ОСУЖДЕНИЕ)

Осуждающие выносят приговор и берут на себя функции Бога.

Клевета-заведомо ложная порочащая  информация или распространение заведомо ложных  сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.   …Низвержен клеветник братьев наших, клеветавший на них пред  Богом нашим день и ночь [ср. Откр.12:10].

Диавол назван клеветником и ангелы его так же.

Лукавое подозрение о брате или сестре, злоречие, осуждение , пересуды, критика высказанная за глаза  это всё грани  этого явления. Причиной клеветы являются: злое сердце, ненависть, гордость, зависть, празднословие, ревность, пьянство.

 

СТУПЕНЬ ЧЕТВЕРТАЯ:  ОБЪЕДЕНИЕ И ПЬЯНСТВО

Священное Писание чётко разграничивает умеренное употребление алкоголя и пьянство,т.е.полная или частичная зависимость от алкоголя.

Христианство не  призывает к полному воздержанию от алкоголя, религией сухого закона является ислам.   НО! всё же:  Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом [Притчи 23:20]

Пьянство  одна из составляющих чревоугодия.

Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно [Лк. 21:34]

Пользуясь святоотеческой терминологией разделим на две группы понятие объядение.

1. Чревобесие. Присуще больше мужчинам. употребление пищи под завязку, до отвала.

2. Гортанобесие приготовление и смакование кулинарных изысков и лакомств. ( Страдают больше женщины.) Всё это приводит душу человека в отклонение от путей Спасения.  В психологическом понимании страсти Чревоугодия можно допустить: все аспекты моды, новые течения в омоложении , пластические операции, неумеренное воздействие косметики, не возрастное увеличение потенции…. и т.д. и т.п.

Давайте продолжим…
СУД ПЯТЫЙ:  ЛЕНОСТЬ

В психологическом понимании (как меня учили) Лень и Леность имеют следующие психологические различия :  Лень это проявленное действие  в отношении конкретной ситуации.

Леность уже черта характера, или более того, отношение к жизни, проявляющаяся во всех сферах жизни.  Особенно опасно, когда речь идет о духовном совершенствовании человека в молитве, посещении служб, изучения Евангелия.
Перевал шестой: ВОРОВСТВО

НЕ КРАДИ! [Исх.20:15]

Воровство всегда каралось и законом и людьми.  Воровство является быстрым и легким способом приобретения богатства или желаемого. К воровству также можно отнести: присвоение себе чужой  материальной или интеллектуальной собственности без ведома хозяина, не возвращение долгов, неуплата налогов, обман при расчете с наемниками. [ср. Иак.5:1- Иез.18:12]

Неправильный вес в торговле [ср. Прит.11:1]. Неоплата проезда в общественном транспорте, кража электроэнергии..

Вор попадает под проклятие, которое может разрушить его жизнь. [ср. Втор.27:17]. Воровство опасно тем, что вор может потерять на земле или в вечности в семь раз более украденного. [ср. Прит.6:30-31].   Воры Царства Небесного не наследуют [ср. 1.Кор.6:9-10].


Седьмой Суд Совести: сребролюбие и скупость

Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям [1 Тим.6:10] Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть  [Ап.Павел Евр.13:5].      Сребролюбие   любовь к деньгам и не только.

Это прежде всего желание обогащения и  имение возможности получать желаемое с помощью денег.   Христианин, служащий Богу служит Ему, в том числе и своими деньгами.  А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу [1 Тим. 6:9].

СКУПОСТЬ.  Чрезмерная бережливость, нелюбовь к тратам, издержкам, расходованию своего имущества. Слова синонимы: жадность, жмотство, копеечность, крохоборство, плюшкинство, прижимистость, скаредность, скряжность….    «Скупость-это постоянная бедность из-за страха перед нищетой»(О. Бальзак).

Выражается в нежелании помочь при имеющейся возможности это сделать, поделиться чем-то, расстаться даже с ненужным.   Разновидность жадности, признак Души негодной для Вечности  

Вопрос №8: ЛИХОИМСТВО, ЛЕСТЬ.

Лихоимство  преступная деятельность, духовная страсть, заключающаяся в приобретении выгоды за счет затруднительного положения ближнего, страсть иметь больше и больше без нравственного разбора, признак безбожия и неверия. Сюда же можно отнести: скупка краденного, подделка документов с целью кражи или обмана,торговля алкоголем, оружием, наркотиками, сутенерство, нарушение норм морали  и нравственности ради денег, продажа по завышенной цене, ростовщичество, обращение в свою пользу чужих имущества или труда, взяточничество.

Превращает человека в существо без всяких моральных устоев и делает, по словам И. Златоуста, хуже зверя.

«ЛЕСТЬ никогда не исходит из великих душ  она удел мелких душонок, умеющих становиться ещё мельче, чтобы войти в жизненную среду важной персоны, к которой они тяготеют»(Оноре де Бальзак).

Лесть  это похвала с какой-либо корыстной целью.  Психологически лесть разделяют: лесть тонкая, грубая лесть, шутливая лесть, лесть дежурная, лесть саркастичная, особенно страшна лесть злодею.  Лесть с целью манипулирования, является грехом.
8787-7

священник Александр Веремейчик

Продолжение следует

Православные будни на Аляске

Отец Джон Данлоп,  декан духовной семинарии в честь Германа Аляскинского) крестит, проводит занятия в воскресной школе, гостит у прихожан, проводит и посещает различные мероприятия

14680537_388246828230747_2140676443464178654_n

14642494_388247214897375_4711986492496195145_n 14642374_388247191564044_334824400218684494_n  14695329_388247174897379_5846759479875449345_n 14716308_388247144897382_8820374126773684827_n 14725718_388247111564052_425061576060536245_n 14720379_388247064897390_52258108986122855_n 14657382_388247068230723_6039882664754998981_n 14713766_388247058230724_974061420966236307_n 14642270_388247031564060_5387607375061951127_n 14642151_388246984897398_4878742984473914858_n 14657413_388246978230732_215119684820919648_n 14568036_388246858230744_3915782799039696793_n

Татьяна Гурьянова по материалам на Фэйсбуке

Накануне праздника Покрова вышел октябрьский номер «Воскресения»

14681606_1600159566955383_4985813108090572684_n

Для любителей истории в нем статья о разделении Единой христианской Церкви на Восточную и Западную, рассказ о том, в каких нестроениях Господь хранил для нас Минскую икону Богородицы.
В рубрике «Новомученики Беларуси» рассказ Дмитрия Артюха «Новогрудская Голгофа» о судьбе священника Николая Недведского. Он еще не причислен к лику святых. Растерзан местными активистами в 1939 году, сразу после присоединения Западной Беларуси к БССР..
Для педагогов — о наследии о. Иоанна Маслова.
Поэтическая колонка представляет стихи Олега Горгуна.
И, как всегда, рассказы о культурных событиях, сказки и стихи для детей, новости…

Елена Михаленко

Святоотеческое учение о смерти. Часть II

 Дорогие друзья и члены прихода, выкладываем для обсуждения новую часть статьи «Святоотеческое учение о смерти» (часть первая была опубликована на сайте 11 октября 2016 ). Ждем комментарии на странице…

В Постановлениях Апостольских 4 века мы находим указания для поминовения новопреставленных в 3-й 9-й и 40-й дни после исхода (смерти), а также в годовщину смерти.

Существует Предание, что преп. Макарий Александрийский спросил у Ангела: «Какая польза от поминовения в эти дни, и почему нужно молиться в эти дни?» Ангел ответил: «Когда на третий день в Церкви бывает Приношение, то Душа получает облегчение от скорби и страха по поводу разлучения с телом. Двое суток Душа может находиться в околовоздушном пространстве (т. н. астрале у эзотериков) и посещать любимые места и людей, особенно места насыщения приобретенными страстями.

oprgr5rhrehbe

Используя этот пример, можно предположить что происходит с алчущей Душой: ведь смерть не отнимает способность чувствовать ибо чувства остаются в Душе.

Третий день — это полный отрыв от всего земного и так называемое восхождение для поклонения Богу, после чего, если Душа не была однозначно святой, то есть была не Христоцентрично ориентирована во время земной командировки, она вступает в шестидневное путешествие, водимая Ангелом для созерцания красоты Рая.
Затем день девятый, в который снова Душа возносится на поклонению Богу, после чего вступает в область преисподней, где ужасается, видя муки грешников, шествуя по местам воздаяния за неправильную земную ориентацию.

И, наконец,  день сороковой, в который Душа получает определение своей участи нахождения в тех условиях Вечности, которые выбрала сама своей земной жизнью.

К счастью, это временный акт, условия которого имеют силу только до Страшного Суда и могут быть изменены по молитвам Церкви и помощи живущих.

Так выглядит учение, полученное преп. Макарием от Ангела, и казалось бы всё предельно ясно. Но не совсем. А как же слова Иисуса Христа: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь [Ин. 5:24]

Давайте вернемся в первые два дня….

В своей работе»Дух. Душа. Тело» Архиеп. Свят. Лука Войно-Войсенецкий сообщает о разного рода контактах во сне и наяву с умершими людьми. Ещё более подробно об этом пишет В. Джеймс в работе «Многообразие религиозного опыта». Лично мне довелось быть свидетелем рассказа одной женщины о том, что на следующий день после своей смерти ей приснился покойный муж и поведал, где лежала крупная денежная заначка, что и было подтверждено находкой. В этот момент семья нуждалась материально. Конечно, это из ряда выходящий случай, нельзя не только искать контакты с миром запредельного, но и всячески избегать и не доверять информации, полученной во сне или другим способом из сферы за гранью видимого.

Здесь можно было бы привести сотни примеров, подтверждающих реальность вышеописанного Расшифровывая смысл шестодневного пребывания в Раю, можно сказать , что именно отсюда и начинается сдача жизненного экзамена для вхождения в Вечную Жизнь. Всё, что творила Душа, живя в теле, все те таланты, что приобрела или закопала, каждое слово и дело скажет что-то во оправдание или во осуждение.

Сразу же надо оговориться, что всё это голый субъективизм: человеческое представление и попытка объяснить мир Духовный, это своеобразная уступка нашему слабому восприятию Вечности. Оно аллегорично, но, тем не менее, прекрасно для ума современного человека. «Земные вещи здесь принимай за самое слабое изображение Небесных» [наставление, какое сделал ангел преподобному Макарию Александрийскому, едва только начинал речь о мытарствах  — прим. ред]. Душа человека всё же создание небесное, Небо  — её дом! Мир Духовный для неё родной. Но! Чрез странствия в теле по галактической колыме (земля  — ссылка для людей) Душа способна стать как святой и рваться В Вечность Славы, и так же способна стать слугой дьявола и стремиться туда, куда её влекут страсти, которым она стала рабой.

hidu0_vcavi

Так что же может происходить за чертой жизни? Как происходит отбор? После оставления тела Душа получает способность видеть духовный мир  — у неё открываются духовные очи, она начинает видеть запредельный мир лицом к лицу, т.е. не по ощущениям, не гадательно. а так как он есть в действительности! И здесь Душа приобретает свойство стать сопричастной познаваемому. Сопричастность означает единение познающего с познаваемым. Душа вступает в непосредственное общение с миром духов, т.к. она сама такой же дух, и соединяется она с теми духами, которым она в наибольшей степени подобна по своему духовному устроению. Каждая добродетель имеет своего Духа  — своего Ангела и каждая страсть так же имеет своего ангела-куратора (демона или беса). Многие Отцы утверждают, что во время созерцания Рая и происходит испытание Души на познание и причастность к добру и приобретение Даров Святого Духа. Именно здесь и выявляется, какие добрые свойства приобрела Душа за время своей земной командировки.

Священное Писание говорит, что перерыва в жизни Души, связанного со смертью, не бывает, если умер человек с ненавистью в сердце, то это же чувство будет рвать его и в Вечности. Личность продолжает жить в ином мире такой, какой она была в момент перехода. «В чём застану, в том и сужу»- говорит Спаситель [так называемая аграфа  — изречение Господа нашего Иисуса Христа, не вошедшее в четыре Евангелия, а дошедшее через творения древних христианских авторов ].

post_image_yhrclegsx7

Жизнь на земле лишь начало, это как бы жизнь в утробе, затем наступает жизнь за пределом земной жизни — собирание плодов жизни. Вот почему очень важно перейти этот порог в состоянии Мира, Покоя, Веры, Надежды, Любви…

«Состояние Личности в момент Смерти важнее всей предыдущей Жизни»: пример благоразумного разбойника подтверждает этот важный духовный закон. блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними [Откровение Иоанна Богослова 14:13].

Свят. Григорий Двоеслов:»Часто на грани смерти Душа узнаёт тех, с кем она будет разделять небесное жилище за аналогичную награду или наказание»

Вот здесь необходимо подробнее рассмотреть время пребывания Души в период с третьего по девятый день.
В течении этого периода (шести дней) происходит испытание Души на принадлежность её к Добру, Вере, Радости, Целомудрию, Милосердию, Правде, Милостыне, Честности, Красоте, Верности и мн. др. 22. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона [Послание к Галатам 5:22-23].

Испытание Души на приобретение Даров Святого Духа также можно назвать прохождением мытарств, только здесь душа видит не демонов, обличающих и глумящихся, а светлых Ангелов, сострадающих и поддерживающих. И хотя нет здесь угроз и страха, страданий и стыда, а есть величайшая Любовь и излучение всех возможных добродетелей, не стоит думать ,что сдача этого экзамена легка и приятна. Душа испытывается на Добро. Она сдаёт экзамен на приобретение человечности [Мтф. 25:32-46].

Что приобрела она Евангельского, какой дух овладел её фибрами, каким идолам служила она во время своего земного странствия…. Происходит испытание дарами Святого Духа. Личность встречается с ликами всех Добродетелей. Например оказывается пред лицом Милосердия, Правды, Честности,… воспримет ли их Душа, как ту духовную ценность, к которой стремилась, искала или хотя бы молилась о их приобретении, даже если и не смогла в полноте осуществить своё влечение к ним из-за земных препятствий.

А может, встав перед лицом Целомудрия, Кротости, Воздержания, просто отвернется, убежит от них, не находя в них ничего достойного, приятного, своего, как не имеющая в себе ничего подобного. А если собственная нераскаянная, неисповедаванная жестокость прикоснётся к Любви, Прощению — то не рванет ли такая Душа прочь?!

В результате такой проверки Душа без розовых очков ханжества и лицемерия увидит всё своё действительное добро. Увидит подлинное лицо своих добродетелей, и, возможно, многие поймут, что вся их вера, любовь и благочестие не выходили за стены Храма и не имели никакого воплощения в жизни. В этом состоянии у Души нет вспомогательных земных средств: Страха, Позора, Воли, милиции, соседей, гордости….. Есть только она одна, наполненная либо грузом страстей, либо Духом, толкающим в Небеса.

Именно это время будет иметь для Души огромное определяющее значение для её будущего самоопределения. Душа, в земной жизни искавшая Бога, без сомнений сразу же устремится к Дарам Святого Духа! Как к той драгоценной Святыне, которую искала в своих добрых делах.

Душа такого человека (Христианина) не попадет и не проходит испытание на принадлежность ко злу. Душа истинного Православного Христианина , живущего по заповедям Иисуса Христа и Евангельской совести уже на 9-й день (по земным меркам) восходит в Царство Любви и Славы, чтобы разделить эту радость со всеми Святыми.

АМИНЬ!

далее Второй экзамен…
продолжение возможно….

vinetka3

священник Александр Веремейчик

В домовом храме Минской духовной академии уже год служатся литургии на белорусском языке

Вось ужо год, як я служу беларускамоўныя літургіі ў МінДА. За гэты час з’явілася пару чалавек, сталых прыхаджанак СПП сабора, якія больш-менш рэгулярна прыходзяць на гэтыя службы.
Асоблівую падзяку хочацца выказаць Ганне Мизенка за рэгулярны ўдзел у гэтых службах у якасці чытача.
Таксама весь мінулы навучальны год нам дапамагаў хор пад кіраўніцтвам Ірыны Кацянко.

протаіерэй Яўген Грамыка

Анонс вечера духовной поэзии «Под покровом Небес»

Литературная гостиная газеты «Воскресение» приглашает на вечер духовной поэзии «Под покровом Небес», который состоится 19 октября (среда) в 17.00 по адресу: ул. Янки Купалы, 27 (2 этаж Национального выставочного центра) в рамках выставки » Пакроўскі кірмаш».
В программе примут участие поэты Алла Черная, Елизавета Полеес, Елена Михаленко, актеры театра и кино Ирина Нарбекова, Елена Шабад, а также Марина Пашкевич (флейта).
Вход свободный

Елизавета Полеес
Елизавета Полеес
Алла Чёрная
Алла Чёрная

mihalenko

Елена Михаленко

День обретения мощей святителя Иоанна Сан-Францисского и Шанхайского

ioann05

12 октября (29 сентября по старому стилю) Православная церковь чтит обретение мощей святителя Иоанна Сан-Францисского и Шанхайского.

i

В Минске храм в честь о. Иоанна строится Свято-Елисаветинском монастырем в г.п. Новинки на территории психо-неврологического диспансера.

hram3

Статьи на сайте http://www.pravoslavie.ru:
Жизнь и слова свт. Иоанна Шанхайского
«Хотя я умер, однако жив…»
Документальный фильм «СТАРЦЫ. Архиепископ Иоанн Шанхайский» (2013)

Татьяна Гурьянова

Документальный фильм по книге митрополита Черногорского Амфилохия «Хроники нового косовского распятия» доступен для онлайн-просмотра

%d1%84%d0%b8%d0%bb%d1%8c%d0%bc
Фильм рассказывает про трагедию Косовской войны 1998-1999 года, отделение от Сербии Косовского края и сложное положение сербов в современной Метохии. В ленту включены архивные кадры времён войны, интервью сербских церковных иерархов, в том числе патриарха Сербского Иринея, митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия и епископа Рашско-Призренского Феодосия, а также свидетельства очевидцев событий в Косово. В этом году лента «Вы уйдёте, а я останусь!» была включена в программу 38-го Московского международного кинофестиваля.

Фильм доступен для онлайн-просмотра на сербском языке с субтитрами на английском, французском и русском языках по этой ссылке: www.youtube.com/watch?v=e9zJgUEc6ps.

По материалам orthodoxie.com/kosovo. Перевод Надежды Филипчик (sobor.by)

Святоотеческое учение о смерти. Часть I

Дорогие друзья и члены прихода, выкладываем для обсуждения новую статью «Святоотеческое учение о смерти» (часть первая) и ждем комментарии на странице…

Святоотеческое учение о смерти
Содержание:
Введение
1. Состояние души с момента смерти по 9-й день
2. Второй экзамен или так называемые мытарства
3. Состояние души после сорокового дня
Заключение
(предназначалось для студентов философского факультета)

lukd9hpiij4

Как ни странно, но именно на обнищавшем духовно Западе в начале прошлого века группа верующих врачей из Америки начала спор с секулярным миром о бессмертии души и жизни после смерти. Работая в больнице для туберкулёзных больных, они начали на сверхточных весах того времени взвешивать умирающих пациентов. После более чем сотни опытов группа заявила о своих выводах: вес души человека колеблется от 5 до 27 гр. Уже в постсоветское время ученые из Литвы под руководством д-ра Кугиса проводили подобные опыты в одной из клиник Вильнюса. Вывод — душа весит от 3 до 7 гр. В отделе округа Кук штата Иллинойс были произведены подобные исследования и обнародованы результаты их наблюдений в этой же сфере: покинувшая тело энергетическая субстанция имела вес в пределах от 9 до 12 грамм. Более всего был интересен тот факт, что если действия реаниматоров оканчивались успешно (то есть человек оживал) его вес становился прежним….

7pbctxfqx9q

Поскольку всё это представляло собой резкий отход от преобладающего в современных медицинских кругах взгляда на жизнь и, по сути являлось запретной темой для обсуждения, но было заявлено, как научный феномен, пришлось искать объяснения. Переворот совершил труд д-ра Р. Моуди  — его книга «Жизнь после смерти». Вышедшая затем серия трудов д-ра Кюблер-Росс Э. просто взорвала дарвинистское сознание западного человека [человеку, интересующемуся богословским осмыслением эволюции очень рекомендуем прочесть книгу убиенного Даниила Сысоева «Летопись начала» прим. редактора].

В наше время в США и Европе существует раздел научной медицины, который и занимается этой проблемой. Есть свои аспиранты и докторанты…. Как раз тот непреложный факт и убеждения любой религии, имеющий основу Веры и тысячелетнюю историю в развитии человечества сегодня приходится доказывать принявшим обезьянье родословие. Даже сатанисты и те верят в Вечность и готовятся войти в неё, правда довольно своеобразно. Единственная массовая религия  — Атеизм отрицает Вечную Жизнь, но тем не менее пропагандирует свою вечность  — вечность смерти.

hqrg5djtayu

Уже более чем полвека назад д-ра Морис, Моуди , Роулинз, Росс и некоторые другие положили начало новому течению в науке. получившее название  — «Жизнь после Жизни».  Сегодня, с точки зрения множества фактов, опытов и исследований, можно уверенно заявить, что существование Души человека является бесспорной научной Истиной, и именно Душа продолжает жить вне тела человека после его смерти.

Как ни пытались материалисты убедить человеческое сообщество в том , что мы производная от Обезьяны только с компьютером в голове, в действительности, человек не только масса мышц и костей, но еще и невидимая, самосознающая, не уничтожимая личность, которую именуют Душа.

К этому можно добавить, что Душа имеет две формы существования:
1. В теле. Душа с телом и есть плоть человека (не путать с Духом!).
2. Таинственная форма существования Души, которая начинается сразу же после смерти тела.
Только Христианство а, именно Христианство Православное,  позволяет приоткрыть завесу тайны, о которой сегодня спорят люди не познавшие, к сожалению, Истины. В этой попытке объяснить Святоотеческое Учение о смерти, изложенное в трудах Отцов Восточной Церкви и Св. Писания, попытаюсь предложить его в изложении современности.

Состояние души с момента исхода по девятый день.

Во втором Послании к Корин. [ср. 2 Кор. 5:1] Апостол Павел утверждает, что тело человека служит домом для души. До грехопадения люди обладали телом духовным (по сравнению с настоящим), хотя всё же и оно было материальным. В книге Бытие, главе 3, стих 21 мы читаем: И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их [Быт. 3:21].

О чём здесь идёт речь? Не о том ли, что было изменено тело первых людей…. Можно сказать, что материя и Дух взаимоисключающие друг друга вещи, но, по Христианскому Учению,  —  нет! Это видно на примере Воскресшего Спасителя. Он легко проходил сквозь стены, перемещался в пространстве, но ел хлеб, рыбу и мёд, и Сам говорил: Осяжите Меня и рассмотрите; ибо Дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня [ср. Лк.24:39].

В настоящее время в связи с более глубоким научным пониманием пространства и времени можно предполагать, что Душа, будучи духовной в нашем понимании, также может иметь вполне видимое материальное тело, когда покидает плоть человека и входит в иные миры, вне нашего трёхмерного пространства. Только выйдя из тела, человек способен лицезреть горний мир лицом к лицу, об этом пишет Ап. Павел: Сегодня же мы можем говорить обо всём гадательно, как сквозь тусклое стекло [ср. 1 Кор. 13:12].

Ни у католиков, ни, тем более, у протестантов нет логического учения о посмертном состоянии Души.

Рассмотрим же, что говорят об этом Отцы нашей Матери Церкви.

Соприкосновение человека с горним миром нередко начинается уже перед смертью, и душа человека начинает приходить в полное недоумение перед открывающейся перед ней действительностью.

Учение Церкви утверждает, что после выхода из тела, Душа может пребывать в условиях земного душевного притяжения. Всё зависит от того, как и чем жил человек, чем питал свою Душу, от чего страдал, что или кого славил, кому кланялся в своей земной жизни, от чего зависел, что любил и что ненавидел. Выйдя из тела, не всякая Душа способна отказаться от своих земных привычек, привязанностей, родных и близких, и первые 3 дня (в земном измерении) Душа может стремиться туда, к чему во время земной жизни было прилеплено сердце человека.

Если это был праведник, любящий Господа и служащий Ему, можно предположить, что таковую Душу мало что будет удерживать в воздушном пространстве. Но, если Душа кипела страстями, любила есть и пить. предавалась порокам, то не ошибёмся, если предположим. что таковая будет метаться по местам своих привязанностей и всего того , что ценила выше всего в своей земной жизни.

Продолжение следует…

священник Александр Веремейчик

Преподобный Леонтий, архимандрит Виленский (Карпович,1580 † 1620 г.) память 24 сентября / 7 октября

7 кастрычніка Праваслаўная царква шануе памяць св. Лявонція Карповіча (Віленскага). Ойча, няхай ўсхваліцца Бог, у табе заззяўшый, праз тых, хто шануе цябе і малітвай адзначае тваю памяць. (Госпадзі, колькі яшчэ год будзе ляжаць служба яму «у шафе» — 6 (ШЭСЦЬ) год таму напісаная?).

leon_b

Тропарь, глас 1-й

Земли Пинския прозябение, /
града Вильнюса процветение, /
Церкви Православныя златоустый поборниче и страдальче, / нивы литовския утешение и украшение /
пастырю добрый, наставниче иноков, /
преподобноисповедниче Леонтие, /
моли Христа Бога //
спастися душам нашим.
(ардэдагаваную версію шукайце ў афіцыйных крыніцах).

Канон, песнь 8

Господа превозносите и пойте и, ибо раб Его Леонтий безстаршными деяньми покаяния Ликам Небесным сочетается и непрестыным причащеним Тайн охристовляется, сим Троица Святая превозносится и вовеки благословляется!
А тут кніжка Ляўшун пра яго: http://churchby.info/rus/713 . Трэба яшчэ адзначыць, што верагодна выглядаў прападобны вызнаўца значна маладзейшым чым напісаў яго іканапісец: да 40 гадоў святы не дажыў.

Наталля Гарковiч

Белорусский экзархат московского патриархата Минская епархия